Ле Корбюзье

7 Августа 2013

Ле Корбюзье (Le Corbusier). 1887 - 1965.

«Быть современным — это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним — его долг, а не выбор...». Таково было жизненное кредо Шарля Эдуарда Жаннере-Гри, более известного как Ле Корбюзье – мастодонта архитектуры и дизайна ХХ века. Его архитектурно-художественное видение нашло отражение в многочисленных книгах и перевернуло традиционное представление его современников и последователей об эстетике и эргономике жилого пространства. 

Швейцарский период 

Живой интерес к искусству Шарль Эдуард проявил еще в ранние годы, поскольку воспитывался в семье швейцарского часовщика-эмальера. С 13 лет он обучался живописи в школе искусств в Шо-де-Фон и делал первые самостоятельные шаги в декоративно-прикладном искусстве – помогал отцу гравировать часы в семейной мастерской. В 18 лет он спроектировал свой первый объект – особняк для члена художественного совета школы, в которой обучался. На вырученные деньги Жаннере-Гри он отправился в образовательную поездку по Италии, Франции и Австрии. Впоследствии география путешествия существенно расширилась, и за это время начинающий художник успел пройти стажировку у многих уважаемых мастеров своего времени. Вернувшись на родину, он начал преподавать в альма матер – школе искусств Шо-де-Фон. После, в 1916 году он навсегда покинул родные пенаты и взял курс на Париж. 

Развитие идей пуризма

В Париже Жаннери-Гри продолжил карьеру архитектора в «Обществе по применению армированного бетона» под руководством Макса Дюбуа. В основном компания специализировалась на проектировании и строительстве жилого сектора и технических сооружений. Переломным моментом для дальнейшего пути в искусстве для Жаннере-Гри стало знакомство с художником Амеде Озанфаном. Он ввел его в круг парижской богемы, они вместе встали у истоков нового художественного направления – пуризма. В качестве основного идейного наполнения он пропагандировал эстетическую ясность и чистоту. 

В эти же годы Жаннере и Озанфан издают обозрение «Эспри Нуво», журнал художественно-философской тематики. Шарль-Эдуард занял должность шеф-редактора архитектурной колонки и именно с этой работой связано возникновение его псевдонима – «Ле Корбюзье». Именно так он подписал статью «Пять отправных точек современной архитектуры», наделавшей много шума в профессиональном сообществе. Ле Корбюзье свел архитектурные постулаты к применению опорных столбов, ленточного остекления, эксплуатируемым плоским крышам-террасам, свободных фасадов и открытым планировкам. Изложенные Ле Корбюзье строительные принципы стали фундаментальными для архитектуры нового времени. 

В 1922 году в Париже появилось новое архитектурное бюро – под руководством Ле Корбюзье. В компаньоны он взял своего кузена Пьера Жаннере, который стал его соратником на многие годы. Вместе они не только развивали новейшие градостроительные планы и концепции, но и создавали предметы для их наполнения – дизайнерскую мебель и другие предметы интерьера. 

У истоков интернационального стиля

Пика архитектурной карьеры Ле Корбюзье достиг к 30-м годам ХХ столетия. В это время к нему поступали крупные государственные заказы не только национального масштаба, но и предложения из-за рубежа, в том числе и из России. В это время он знакомится со многими представителями советской культурной элиты – Эйзенштейном, Мейерхольдом, Таировым, Гинзбургом, братьями Весниными. Также в 30-ые годы Ле Корбюзье путешествует по странам Северной и Южной Америки, знакомится с их архитектурными традициями. Под влиянием национальных тенденций родился так называемый интернациональный стиль, основанный на идеях гиперурбанизации. 

Послевоенное время и период нового пластицизма

Навыки проектировщика и градостроителя Ле Корбюзье оказались востребованными и в послевоенные годы. Он был автором реконструктивных планов нескольких городов. Уже в начале 50-х годов его стиль перенес кардинальное обновление. Он отказался от строгих и понятных форм в пользу плавных линий и богатого фактурного декора фасадов. 

Великий Ле Корбюзье скончался в 1976 году в своей крошечной резиденции на средиземноморском побережье. После себя он оставил огромное наследие – внушительные, масштабные архитектурные проекты, живописные и графические работы, публицистические произведения и образцы мебельного дизайна. По инициативе министерства культуры Франции и представителей стран, на территории которых имеются постройки его авторства, в 2008 году часть его работ была внесена в список памятников Всемирного человеческого наследия ЮНЕСКО.

Все, что  создано этим дизайнером, до сих пор является образцом совершенства и изюминкой любого интерьера. Вы можете обратиться в салон мебели «DOMUS. мебель & design» и приобрести что-нибудь для своего дома или офиса.

 

LC6

Пристрастие к простым, свободным формам Шарля Ле Корбюзье нашло отражение в исполнении стола LC6. В названии изделия зашифрованы инициалы автора.

В 1929 году на Осеннем художественном салоне в Париже Шарль Ле Корбюзье и его команда представили революционную коллекцию мебели, которая произвела настоящий фурор. Среди предметов мебельного искусства публике был представлен обеденный стол LC6, спроектированный архитектором годом ранее. Стол представлял собой точную, математически выверенную конструкцию из стекла и металла и вошел в историю искусства ХХ века как один из самых знаменитых дизайнерских столов. 

Основание первого образца было выполнено из стали, покрытой черным лаком. Сварные швы были настолько ювелирно выполнены, что конструкция ножек казалась монолитной. Пересечение плоскостей нарочито заострялось, а углы стеклянной столешницы, напротив, были смягчены. Длина столешницы – 220 сантиметров, что позволяет использовать LC6 как столы для кафе или организации конференций. За ними с легкостью можно разместить до 10 человек. Крепление ножек позволяет регулировать высоту столешницы, толщина которой также доступна в двух вариантах – 15 и 19 миллиметров. В классическом исполнении она выполнена исключительно из закаленного стекла.

 

Шезлонг LC4Шезлонг LC4, созданный Шарлем Ле Корбюзье в соавторстве с двумя дизайнерами, поначалу коллеги по цеху восприняли в штыки. А сегодня это один из самых узнаваемых культовых предметов мебельного дизайна ХХ века, который экспонируется в Музее современного искусства в нью-Йорке.

Однажды в бюро Шарля-Эдуарда Жаннере Ле Корбюзье, основоположнику пуризма и функционализма в архитектуре и дизайне, пришла юная амбициозная выпускница парижской школы искусств Шарлотта Периан. Поскольку в это время феминизм только набирал обороты, мэтр отказал девушке в работе под предлогом того, что в его студии «не подушки вышивают». И уже через пару месяцев он увидел на выставке работы отвергнутой художницы и проделал работу над ошибками – он принял мадемуазель Периан в свою профессиональную команду. Совместно с ней и Пьером Женере Ле Корбюзье разработал одно из своих самых знаменитых творений – шезлонг LC4.

Стоит отметить, что проект был более чем яркий для своего времени. Несмотря на свойственную модернизму идейную смелость и новаторство, шезлонг оказался в центре дизайнерских споров. Даже ярые ценители необычной мебели ставили под сомнение его функциональные качества. И Ле Корбюзье сумел доказать миру, что этот предмет мебели вскоре может стать предметом первой необходимости в интерьере.

Художник придерживался технократических взглядов и дал специфическое название LC4 Chaise Longue – «Машина для отдыха». Первоначально конструкция представляла собой изделие из металлического профиля, снабженное тонким кожаным матрасом, и скорее напоминало медицинские, нежели дизайнерские кресла. Дальнейшие вариации на тему LC4 Chaise Longue выполнялись также  из шкуры пони.

 

LC2Идеи технократической утопии преобладали в творчестве французского архитектора и дизайнера Шарля Ле Корбюзье. Они нашли отражение и в кресле LC2.

Кресло LC2 было спроектировано Ле Корбюзье в 1928 году в соавторстве с Женере и Периан. Оно было представлено публике годом позже на осеннем салоне в Париже и имело колоссальный успех. Это кресло представляет собой яркий образец мебели и предметов интерьера стиля Баухаус. Дерзкий характер кресла кроется в сплаве твердого и мягкого, строгости и расслабленности. Второе название дизайнерских кресел этой серии – «Grand Confort». Совершенно очевидно, что концепция мебельных шедевров Ле Корбюзье универсальна во все времена, и в наши дни его кресло LC2 выглядит очень даже актуально. Возможно, секрет его обаяния кроется в убеждении его создателя, что главное в мебели – это форма и функциональность.

Карскас LC2 выполнен из стального хромированного профиля. В ограниченное пространство кубической формы помещены мягкие кожаные подушки. Несколько позже идеи Ле Корбюзье были развиты его соавторами. Например, Шарлотта Периан предложила вариант с комбинированной обивкой из сатина и хлопка в пяти цветовых вариациях. Цветные подушки можно переворачивать, меняя дизайн кресла по своему усмотрению.

ИЦ ARCHITECTOR 3 этаж, помещение 308, салон мебели «DOMUS»