«ОДНО ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ МЕСТ» ПЕРФОРМАНС МИХАИЛА ТОЛМАЧЕВА И НАТАЛЬИ ЗАЙЦЕВОЙ

«ОДНО ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ МЕСТ» ПЕРФОРМАНС МИХАИЛА ТОЛМАЧЕВА И НАТАЛЬИ ЗАЙЦЕВОЙ

12.10.21
14.10.21
Вторник, четверг
14:30 – 15:00
15.10.21, Пятница
15:30 – 15:45

В фотографическом музее Дом Метенкова и в цирке представлен проект Михаила Толмачева Re-Locations (2020)

Три части проекта Re-Locations — анимация, инсталляция и перформанс — созданы на основе воспоминаний советского солдата, служившего в Афганистане в середине 1980-х.

Владислав Тамаров провел два года на войне и, переехав в США спустя несколько лет, выпустил книгу, которую ему помогла написать местная журналистка Наоми Маркус. В воспоминаниях Тамарова почти бесшовно соединяются описания боев в Афганистане и жизни до войны. Передвижение по воспоминаниям и ремедиация опыта становятся приемом для всех трех частей проекта.

Цифровая анимация ландшафта сделана на основе текстовых описаний Тамарова и топографических карт времен Афганского конфликта 1979-1989; аудиоинсталляция — кусок скалы, укрытие Тамарова во время засады — в данном случае этот свидетель не немой: камень говорит словами людей, описывающих афганские гуаши военных художников — так пейзаж обретает голос; перформанс — это декламация текста, в котором Тамаров описывает драматическое событие.

Но главным действующим лицом является не солдат, а место. В каждой из частей проекта фокус художника настроен на ландшафт. Места военных конфликтов, как и места преступления, заражены насилием: что они могли бы сообщить и как активировать их свидетельство?

В Екатеринбургском цирке будет показан измененный для Уральской биеннале перформанс «Одно из самых красивых мест» — третья часть проекта Re-Locations. Цирк как пространство насилия заинтересовал создателей перформанса — Михаила Толмачева и драматурга проекта Наталью Зайцеву — своей архитектурой (продиктованной насильственным актом наблюдения) и специфическим контекстом (в российских цирках до сих пор эксплуатируют животных). Цирк — перевернутый паноптикум, в котором надзирающий взгляд направлен к центру пространства. Этот взгляд художник разворачивает в обратную сторону: действие перформанса происходит не на арене, а на зрительских местах, прожектор патрулирует пространство, находит и снова теряет перформера, который прячется за креслами. В эпоху технологичного ведения войны именно видимость, распознаваемость цели означает для нее смерть. Луч прожектора использован как оружие — каким он и является в цирке; как объективирующий и насильственный взгляд.

Исполнитель перформанса в Екатеринбургском цирке: Максим Касьянов

12 - 15 Октября 2021

6-Я УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

наверх сайта