Екатеринбург: маршрут художника

К 300-летию города из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств
18 августа – 22 октября
К 300-летию города Екатеринбургский музей изобразительных искусств подготовил проект, который представит Екатеринбург в работах 65 художников разных поколений, где каждый из них обрёл свой взгляд на город в ходе самостоятельных «творческих маршрутов». В экспозицию выставки «Екатеринбург: маршрут художника» вошли 130 произведений живописи, графики, скульптуры, визуализирующих отдельные этапы и моменты становления Свердловска-Екатеринбурга. В этих работах зафиксирован живой и изменчивый город, где чувства и творческая энергия его жителей находят яркое выражение, а символические константы Екатеринбурга раскрываются в простых и емких знаках.
Выставка открывается сопоставлением трёх очень разных произведений – гравюры «Вид города Екатеринбурга» (1783) Луи Николя де Леспинаса, картины «Набережная Рабочей молодежи вечером» (1934) Александра Давыдова и полотна «Город» (1965) Германа Метелева, намечающих векторы развития экспозиции, построенной отнюдь не по хронологическому принципу.
Гравюра второй половины XVIII века французского художника-путешественника Леспинаса станет единственной исторической «реликвией» в экспозиции. В ней пока еще уездный город Пермской губернии только начинает проявлять свои черты, обозначая заводскую, индустриальную ипостась, ставшую принципиально важной для него. Полотно 1934 года Александра Давыдова, изображает любимый горожанами маршрут – зачарованные яркими световыми эффектами нарядные свердловчане прогуливаются по набережной пруда, получившей еще в 1919 году нынешнее название – Рабочей молодежи. В итоге создается совсем другой – романтический – образ города, в котором человеческие чувства и эмоции столь же важны, как и бесперебойная работа заводов и фабрик. А живописная композиция Германа Метелева с ее простыми геометрическими формами, декоративной яркостью чистого цвета визуально выявляет символические черты Екатеринбурга.
Производственная тема, неизменно ассоциирующаяся с нашим городом, будет представлена известными масштабными произведениями, рассказывающими об индустриальных трансформациях 1930-х годов, новых впечатляющих стройках, промышленных «гигантах большой эпохи» и, конечно, ее героями: живописным триптихом Юрия Пименова «Работницы в ложе театра», «Работницы на заводе», «Работницы Уралмаша за чаем» (1934-1935); картинами Бориса Цветкова «Строительство моста через реку Исеть» (первая половина 1930-х) и «Городок чекистов» (1935); Ивана Слюсарева «Открытие трамвайного парка в Свердловске» (1930); Светланы Тарасовой «ВИЗ – старейший из заводов» (1979) и другими.
Выставка позволит проследить, как архитектурный облик Свердловска-Екатеринбурга менялся с течением времени: увидеть визуальные символы города («Городок чекистов» (1935) Бориса Цветкова, «Свердловск. Круглый дом (Гостиница «Исеть»)» (1943) Александра Лопухина, «Здание Главпочтамта утром» (2002) Юрия Буданова, «Юго-восточный фасад Белой башни на закате» и «Северо-восточный фасад Белой башни зимой» (2017) Геннадия Власова), сопоставить взгляд авторов разных поколений на знаковые места на карте города (как например, изображения Оперного театра, созданные в разницей в полвека в работах Виктора Зинова «Юность» (1949) и Алексея Рыжкова «Полёт» (2008). Проект даст возможность оглянуться по сторонам вслед за художниками и посмотреть на город не только как на сосредоточение архитектурных сооружений, но и окунуться в пространство повседневной жизни горожан, наполненное разнообразными эмоциональными оттенками (акварели «Ранним утром» (1966) и «Весна заводская» (1974) Бориса Семёнова, «Вечер» (1987) Виктора Добровольского).
Сквозной объединяющей линией экспозиции станет «портретная галерея» самих художников, вступающих в диалог с произведениями, ими же созданными. В галерею будут включены известные живописные автопортреты Миши Брусиловского, Германа Метелева, Александра Алексеева (Свинкина) и др. Некоторые портреты художников вполне официальные (как «Портрет профессора архитектора Константина Трофимовича Бабыкина (1961) работы Владимира Игошева), другие написаны с большим пиететом ученика к учителю («Портрет художника Ивана Кирилловича Слюсарева» (1930-е – начало 1940-х) кисти Сергея Михайлова), третьи являются дружескими посвящениями («Лысяков в кузнице» (1984) Анатолия Калашникова и «Портрет Германа Метелева и Зои Малининой» (1981) Миши Брусиловского). На выставке также можно будет встретить культовых персонажей города, являющихся символами творческой среды Екатеринбурга: художника Олега Елового в саду его знаменитого дома («Дом Елового. Взгляд от стола» (2009) Марины Ражевой) и панк-рок-скомороха Старика Б.У. Кашкина («Портрет Евгения Малахина в красном берете» Александра Лысякова).
Некоторые фондовые произведения зрители впервые увидят после реставрации – 14 живописных полотен и 7 графических листов предстанут в обновленном виде. На выставке также будут представлены работы, которые после создания и экспонирования на крупных выставках в советский период больше никогда не попадали в публичное пространство.
Так, в пересечении индивидуальных маршрутов художников, перемещающихся в свободных направлениях по городу, рождается живой, пестрый, динамичный образ Свердловска-Екатеринбурга, не потерявшего молодости и энергии в свои 300 лет.
18 августа - 22 октября 2023
ЕМИИ на Воеводина, 5
