Гюстав Доре. Иллюстрации к «Божественной комедии»

Гюстав Доре. Иллюстрации к «Божественной комедии»

Иллюстрации Гюстава Доре к «Божественной Комедии» Данте Алигьери.

Гюстав Доре был невероятно популярным и продуктивным иллюстратором XIX века. В 16 лет он начал успешную карьеру карикатуриста в одном из французских журналов, но юный художник всегда стремился к большему. Поэтому в 1852 году, оттолкнувшись от журнальной графики, он начинает активно создавать иллюстрации к известным литературным произведениям, среди которых книги Рабле и Бальзака. В 1850-х годах художник выполнил десятки иллюстративных работ, но продолжал стремиться к большему. С осени 1855 года Доре приступил к изучению Данте Алигьери для создания иллюстраций «Божественной комедии». Образы эти созревали давно: еще в Страсбурге, в лицейские годы, Гюстав проводил много часов за рисунками к Данте. Доре работал с ведущим парижским издателем Луи Ашетом и рассказал ему, что он хочет проиллюстрировать книгу Данте. До этого времени ни одна из книг Доре не продавалась дороже 15 французских франков. Предложенный том первой части «Божественной комедии» стоил бы 100 франков. Ашет отверг его предложение, сказав, что никто не будет платить так много. Тогда Доре решил, что он сам заплатит за все издание. Художник выполнил 76 полностраничных гравюр для издания «Ада» Данте, которое было выпущено в начале 1861. Он наносил рисунки непосредственно на деревянные доски. В его мастерской работало около 40 граверов, среди которых следует выделить Пизана (Pisan), Паннемакера (Pannemaker) и Йоннарда (Jonnard). Несколько недель спустя Доре получил знаменитую телеграмму от Ашета: «Успех! Приходи скорее! Я осел!». Теофиль Готье писал 1 августа 1861 года в газете «Le Moniteur»: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…».

Само произведение Данте поражает обилием и точностью почерпнутых из природы и человеческой жизни поэтических сравнений и образов, что сообщает рисуемому поэтом «загробному» миру осязаемую реальность. Как «реальное» путешествие в ад трактует «Божественную комедию» и Гюста Доре. В 1868 году была закончена работа над частями «Чистилище» и «Рай» и полностью «Божественная комедия» с иллюстрациями Доре вышла в Париже. Начавшись с продажи 100 копий, к настоящему времени выпущено свыше 200 изданий этого набора гравюр. Начало 1860-х утвердило Доре в положении ведущего французского иллюстратора.

Текст составлен на основе книг «Гюстав Доре — По волнам Мечты о Прекрасном» Дэна Мэлана и «Гюстав Доре» Л.А. Дьякова.

15 Ноября 2021 - 10 Января 2022

Международный Центр Искусств «Главный Проспект»

наверх сайта