Выставка «Рязановская церковь – два века истории. От первого проекта до фресок ХХI века»

Выставка «Рязановская церковь – два века истории. От первого проекта до фресок ХХI века»

Выставка посвящена ранней и новейшей истории Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга, известного в городе как Рязановская церковь. Храм, расположенный по адресу ул. Розы Люксембург, 57, в котором в советское время располагался ДК «Автомобилист», по праву считается одним из красивейших и крупнейших в нашем городе.

В интерьере этого храма в 2002–2011 годах силами артели художников под руководством екатеринбургского художника-монументалиста Олега Геннадьевича Вострецова (1960–2020) и при постоянном участии архитектора Сергея Полякова и художника Ильи Пьянкова были созданы фрески. Исполненные на высоком художественном уровне, c соблюдением православного канона, на основе традиций древнерусского искусства XV–ХVII веков, программные фрески создавались в реконструированной технике affresco – по сырой штукатурке, применявшейся в русском и западноевропейском Средневековье.

Большая часть пространства выставки отведена новому поступлению в фонды Музея архитектуры и дизайна – коллекции авторской графики Олега Геннадьевича Вострецова и его мастерской, переданной в дар музею в октябре 2020 года вдовой художника Любовью Михайловной Вострецовой. Это подготовительные материалы к монументальным фресковым росписям. Эскизы, рисунки (цветные и черно-белые), созданные для программной декорации храма, включают помимо обязательных сюжетов дополнительные – цикл Деяний Святой Троицы, темы из российской истории, серию росписей, посвященных уральским святым и новомученикам ХХ века.

Для эскизов краски изготавливались из минералов на основе яичного желтка. Точно такие же природные красители для фрески разводились на обычной воде, без связующих добавок. Олег Вострецов вслед за ведущим иконописцем и мастером фресок конца XV – начала XVI века Дионисием отказался от черного цвета, сделав палитру акварельно-прозрачной.

Так как в предварительных материалах художник использовал иконописные приемы, мастером которых он был, данная коллекция авторской графики во многом уникальна. Наброски, рисунки, прориси, изначально задуманные как вспомогательная часть, исполнены настолько тщательно, что представляют собой самодостаточные произведения искусства.

Выставка призвана привлечь внимание к Свято-Троицкому храму, уникальному памятнику архитектуры эпохи классицизма первой половины ХIХ века, а также к важной проблеме – сохранности фресковой живописи как неотъемлемой части архитектуры собора.

О раннем периоде жизни храма свидетельствуют документы из Государственного архива Свердловской области, который выступил партнером выставки. На основании этих источников делается научное предположение о первом храмовом зодчем. О том, как происходило переоборудование церкви в кинотеатр в начале ХХ века, говорит проект архитектора Константина Трофимовича Бабыкина из фондов нашего музея. О новейших этапах реконструкции храма (1998–2000) можно будет узнать из проектных материалов архитектора Олега Геннадьевича Паршукова.

Куратор проекта – Наталья Ваньчугова, хранитель фондового отдела Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ, магистр искусствоведения.

Работа выставки, приуроченной к празднику Святой Троицы, продлится до 4 июля.

Открытие выставки состоится 3 июня 2021 года в 18:00.

4 Июня - 4 Июля 2021

МУЗЕЙ Архитектуры и Дизайна УрГАХУ