«Музыкальный киномир Стэнли Кубрика». Лекция философа Михаила Витушко и культуролога Тимофея Чаплюка

«Музыкальный киномир Стэнли Кубрика». Лекция философа Михаила Витушко и культуролога Тимофея Чаплюка

Кино

Кинематограф Стэнли Кубрика – это не просто искусство, это поиск истины, столкновение разума с бездной человеческой природы. В его фильмах, где каждое изображение выверено до мельчайших деталей, мы находим не только визуальную красоту, но и философские вопросы, которые затрагивают самые глубины существования.

Каждое произведение Кубрика — это испытание для зрителя. Он не предлагает удобных ответов, а напротив, бросает вызов привычному восприятию мира. В его фильмах, будь то ужасающая тирания «Сияния», утопичный космос «2001: Космическая одиссея» или ироничный, жестокий «Заводной апельсин», мы сталкиваемся с экзистенциальными вопросами, на которые нет окончательных решений.

Стиль Кубрика — это не просто визуальная манипуляция, а отражение его стремления разобраться в самой сути бытия. Он не боится пустоты и тишины, не боится оставлять пустое пространство, чтобы мы могли осознать то, что невидимо. В его произведениях каждый кадр — это отдельная философская медитация.

Музыка

Попробуйте найти такого режиссёра, кто венский вальс превратил бы в музыку космоса, а Бетховена — в любимого композитора садистов. А Кубрик смог, при этом абсолютно не испортив оригинал!

«Космическая Одиссея» раскрывает тему космоса с новых граней. Величественная музыка Штраусов и Хачатуряна звучит, как саундтрек к рождению вселенной. А своим фильмом «Заводной апельсин» Стэнли повлиял на развитие не только кино, но и электронной музыки. Понимал ли он значение своего выбора?

И до конца своей жизни он ответственно относился к выбору музыки к своим фильмам, каждый раз отбирая произведения безошибочно. В итоге Dies Irae звучит, как лучшая вступительная тема к слэшеру, а тема композитора Шостаковича — как лучшая заставка к фильму про любовь.

Почему Стэнли Кубрик отказался снимать The Rolling Stones в своём кино? В чем влияние «Заводного апельсина» на синти-поп 1980-х? Как авангардные композиторы Лигети и Пендерецкий отнеслись к тому, что их музыка зазвучала в фильмах Кубрика? И как Стэнли создал правила озвучивания роботов?

Об этом и многом другом мы поговорим на лекции.

18 марта 2025

19:00

Музей Андеграунда

наверх сайта