Ольга Ремнёва: ИСКУССТВО БУДУЩЕГО

Ольга Ремнёва: ИСКУССТВО БУДУЩЕГО

15 октября 2020
Ольга Ремнёва
Искусствовед, культуролог

Искусствовед, кандидат культурологии, куратор, исследователь art&science, основатель и куратор проекта «Культура будущего» и сооснователь проекта Art Sparks, автор инстаграм-блога #тарзанканадвечностью – Ольга Ремнёва супер экспертно и очень интересно рассказала нам, чем отличается технологическое искусство от цифрового и научного, как оно предсказывает будущее и почему представляет художественную ценность.

искусство будущего.png
Андрей Чугунов, Тотальная инсталляция «Идеальная синхронизация». Фото: Екатерина Пряничникова

Ольга, я знаю, что твой профессиональный путь в сфере современного искусства начался фактически в нашем интерьерном центре? 

Да, свой первый опыт участия в большом проекте я получила на I Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Я была координатором Параллельной программы и курировала 7 площадок, где проходили различные выставочные проекты. Одна из площадок была в ARCHITECTORе, который в тот момент был только построен, но еще не открыт, в нем завершались отделочные работы, и мы буквально через парковку ходили к искусству, это было классно.

Да, мы любим участвовать в культурных, художественных проектах. Оля, у современного искусства очень много направлений, течений. Ты занимаешься технологическим искусством, art&sience, digital art – чем это все отличается друг от друга?

В основе всего, что ты перечислила, сплав искусства и технологий. Разница между технологическим, цифровым, научно-технологическим искусством всегда заключается в деталях. Digital art, или цифровое искусство, – это художественное высказывание с помощью цифровых технологий, программного обеспечения. Технологическое искусство более плюралистично в выборе средств, здесь сама технология становится основой проекта. Часто технологическое искусство – это звучащие девайсы, какие-то необычные механизмы, абстрактная робототехника. Art&science (его нередко еще называют science-art), подключает к этому всему сферу науки: художники делают проекты совместно с учеными, часто в лабораториях, исследуют проблемы науки. Это уже такие междисциплинарные проекты. То есть: digital art – союз художников и программистов, технологическое искусство – художников и инженеров, art&science – художников, инженеров, программистов и ученых.

Задачи классического искусства, в первую очередь, эстетическая и мировоззренческая: формировать вкус, отражать взгляды эпохи, иллюстрировать религиозные сюжеты. А какой потенциал несет в себе технологическое искусство?

Особенность технологического искусства в том, что оно работает с будущим. Это происходит во многом потому, что включаются технологии. И в этом соединении технологий, науки и искусства есть некий визионерский, предвидческий потенциал. Как правило, художники в области технологического искусства редко обращаются к прошлому. Они работают в режиме обнаружения проблем завтрашнего дня, критического осмысления реальности сегодняшней, но всегда с заделом на день завтрашний. Их творчество ­– это попытка предсказать, что же будет завтра и, возможно, даже предложить какие-то прототипы решений.

Например, у арт-группы Another Farm есть проект Triaina, который исследует тему возобновления морских и океанических экосистем. К сожалению, наша цивилизация губительно влияет на многие живые системы. Например, на мировой океан: часть океанических систем вымирает, гибнут коралловые рифы. Художники из Another Farm вместе с учеными создали скульптуры, которые помогают восстанавливать экосистему коралловых рифов. Они сделаны из бетона и покрыты специальным слоем аминокислот, синтезированным в лаборатории, который создает питательную среду для рыб, моллюсков, микроорганизмов.

image6.png
Another Farm, проект Triaina

Другой пример – проект «Странствующие растения» художника Гильберто Эспарци. Он создал небольшую конструкцию – робота, который питается водой из загрязненных водоемов. Наверху у робота находятся растения, которые перерабатывая грязную воду, вырабатывают из нее энергию и одновременно очищают ее. Робот благодаря получаемой энергии движется дальше и снова ищет и очищает загрязненную воду. Понятно, что это всего лишь прототип, но он демонстрирует один из возможных вариантов решения проблемы, а еще привлекает внимание, актуализирует ее. Во многом задача художника сегодня – создать дискуссию в обществе, обратить на что-то наше внимание и побудить искать варианты решения проблем.

rio09.jpg
Гильберто Эспарца, проект «Странствующие растения» (Plantas Nómadas)

Художественные работы, созданные искусственным интеллектом или с его использованием, представляют самостоятельную художественную ценность или ценятся именно потому, что созданы с помощью технологий?

Я отношусь к этому философски: использование технологий, искусственного интеллекта в искусстве – это расширение инструментария. Если раньше художники использовали кисти и краски, то сейчас они используют нейросети. И в том, и в другом случае может получиться хорошее искусство, а может – плохое. По большому счету, роль художника никуда не девается, ценность искусства никуда не уходит, просто расширяются сами границы восприятия мира, и пересмотр этих границ – это то, что происходит все время в течение истории. Мы с вами знаем, что когда-то не было масляных красок, а изобразительное искусство было – были другие инструменты. Потом появились масляные краски, а потом пришли импрессионисты, стали разрушать форму и все их поднимали на смех, а теперь считают импрессионизм высшей точкой развития реалистического искусства. Но и импрессионизм бы не случился без переносного мольберта и удобной упаковки для красок.

А потом изобрели фотоаппарат, точнее все это происходило параллельно развитию импрессионизма, и все думали: «Ну все, сейчас живопись точно умрет, ведь у нас появился фотоаппарат!». Но нет, живопись вышла на какой-то новый уровень, показала нам, что она может много чего. То же самое нам говорили про кино, как только оно появилось, что теперь театр умрет. Но мы видим, как эти формы сосуществуют и иногда перетекают одна в другую. Так и с работами с использованием искусственного интеллекта, нейросети лишь новый классный инструмент. Краски, техника, технологии, тело – это средства выражения художника, инструменты, которые он применяет.

Ольга, на кого из екатеринбургских художников art&science ты бы посоветовала обратить внимание?

В Екатеринбурге есть очень крутые художники, работающие в сфере технологического искусства, медиа-арта, art&science. Например, ведущая российская арт-группа «Куда бегут собаки», которая уже около 20 лет делает проекты в области технологического и научно-технологического искусства. Их проекты международного уровня, как с точки зрения продакшена, так и с точки зрения идей. Это команда, за творчеством которой нужно следить.

Если говорить о молодых авторах, то есть замечательные ребята – Олеся Ильенок и Андрей Чугунов, выпускники магистерской программы по направлению Digital art в Дальневосточном федеральном университете. Мне всегда кажется, что очень интересно следить именно за молодыми авторами: можно и работы пока не за космические деньги приобрести, и посотрудничать с ними, и ко всяким авантюрам и экспериментам они открыты.

image1.jpeg
Олеся Ильенок, проект wall_for_scroll

Беседовала Главчева Маргарита

Ольга Ремнёва – cпециалист по art&science, куратор, кандидат культурологии, искусствовед, арт-терапевт, автор инстаграм-блога про искусство «тарзанка над вечностью» (@art_tarzanka).
Руководитель бакалавриата «Менеджмент креативных проектов» Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка). Основатель проекта «Культура будущего» и со-основатель проекта Art Sparks. Куратор образовательной программы «текст/ text», курсов по art&science для подростков, курса «Искусство и технологии» в МФТИ. Заместитель начальника отдела художественных и междисциплинарных программ ГЦСИ-Москва и со-куратор платформы TECHNE (2017-2019). Прошла кураторскую стажировку на фестивале Ars Electronica (2019).

Выставочные проекты: «Science-Art – искусство для науки» (Екатеринбург, 2012), «Экосистема эксцессов» (персональная выставка Pinar Yoldas, Политехнический музей Москвы, 2015), «Коллекция Розовой книги № 2» (персональная выставка Ильи Федотова-Фёдорова, Биологический музей им. Тимирязева, Москва, 2018), «Интерфейс происходящего» (персональная выставка Дмитрия Морозова, ГЦСИ-Москва, 2019), «Мера хаоса. Наука как способ коммуникации» (Центральный музей связи им. Попова, Санкт-Петербург, и ЦК19, Новосибирск, 2020).

Автор единственной в России кандидатской диссертации про феномен art&science. Читала лекции, посвященные научно-технологическому искусству, в десятке городов России, выступала на академических и просветительских мероприятиях в России и за рубежом. Автор мастер-классов по концептуальному мышлению. Преподаватель магистратуры «Научная коммуникация» Университета ИТМО и Digital Art в ДВФУ. TEDx-спикер.

https://www.facebook.com/olga.remneva
– личная страница на фейсбук
https://www.youtube.com/channel/UCVEYn2bcRaYJNIFaAIUclZA?view_as=subscriber – ютуб-канал

Читать еще

Всё начиналось с кухни...
6 декабря 2016
Железнова Ольга
Дизайнер, руководитель студии «Интерьер-Ателье Железновой Ольги»
Мария Нестерова «Почему стоит ездить на выставки и что было интересного на ISALONI 2019»
22 апреля 2019
Нестерова Мария
Директор по рекламе и маркетингу ИЦ ARCHITECTOR
наверх сайта