Екатерина Елизарова. Создавая образ будущего

Екатерина Елизарова. Создавая образ будущего

2 декабря 2024
Екатерина Елизарова
Дизайнер

Интервью с Екатериной Елизаровой для книги Ekaterina Elizarova. Art & Design от издательства TATLIN
текст — Варвара Скоробогатова

ELIZAROVA DESIGN STUDIO_01.jpg


— Екатерина, у вас очень широкий спектр направлений деятельности, в которых вы уже достигли немалых высот и признания как со стороны клиентов, так и со стороны международного профессионального сообщества. Расскажите, как начался ваш путь в дизайне?

У меня два высших образования в сфере дизайна: я закончила Уральский архитектурно-художественный университет и в Университет Хаддерсфилда в Великобритании. Именно в Англии я по-настоящему поняла, что я — дизайнер, причём способный развиваться не только в российском, но и в мировом контексте, а потому всегда ориентировалась на мэтров индустрии. 

Свою профессиональную деятельность я начала ещё на втором курсе института. Сначала занималась жилыми интерьерами, но достаточно быстро какая-то внутренняя амбициозность привела меня к более глобальным проектам, к комплексному проектированию. Работа с мультибрендовыми магазинами стала вариантом многоаспектного подхода. На четвёртом курсе вызовом стал один из таких проектов. Помимо создания самого пространства, я участвовала в разработке платформы бренда, позиционировании, отборе первых фэшен-коллекций в Милане и разработке концепций мероприятий для гостей шоурума. Это стало важным этапом в формировании меня как дизайнера. Я люблю всесторонне прорабатывать смыслы, продумывать восприятие бренда, пространства, коллекций и создавать нечто уникальное — новый пользовательский опыт. 

— Что для вас дизайн?

Быть дизайнером — это миссия. Дизайн, являясь новой формой искусства, оказывает влияние на культуру в целом. Мы в буквальном смысле создаём мир вокруг себя. Быть дизайнером — значит брать на себя большую ответственность, транслировать свой взгляд на мир и свои ценности. Ты всю вселенную вокруг абсорбируешь, пропускаешь через себя, через свои фильтры и создаёшь нечто уникальное, неповторимое — то, что в итоге делает людей, которые соприкасаются с твоим дизайном, счастливее. Говоря словами великого Достоевского, красота, действительно, спасёт мир, поскольку, видя прекрасное и живя в прекрасном, впитывая его, люди начинают проявлять свою лучшую сторону.

— Сейчас главное направление вашей работы — предметный дизайн. Почему вы выбрали именно его, и что он для вас значит? 

Проектируя интерьеры, я видела необходимые мне финальные образы проектов, но не находила нужных визуальных инструментов для их реализации. Тогда я начала создавать свои предметы, которые дополняли пространства и делали их акцентными. В какой-то момент создание нового поглотило меня с головой. Я почувствовала большой потенциал в предметном дизайне, даже не смотря на то, что в России тогда он не был столь актуален. Всё привозили из Европы, и сложился стереотип о том, что у нас нет достойного дизайна. А мне, как оказалось, очень нравится быть первопроходцем. Когда у тебя нет опыта, на который можно опереться, это, с одной стороны, сложно, но с другой — это чистое творчество, когда ты действительно создаёшь свою реальность без оглядки на что-либо. Поэтому мне стало важно задать новый тренд, создавать свои коллекции для международных брендов и интегрировать этот опыт в российские производства, своим примером формулировать новые стандарты в индустрии. 

Для меня предметный дизайн — это магия, потому что ты делаешь то, чего раньше не существовало. Не просто берёшь что-то существующее и вставляешь в интерьер, а создаёшь новый мир. Делая предметы со знакомыми функциями, ты пропускаешь их через свой опыт, через своё видение. Это сродни божественному дару: образы будто приходят к тебе сами, ты ими не обладаешь. Ты словно проводник красоты в этот мир.

IMG_3460.jpeg

— В одном из интервью вы сказали, что сегодня человек, выбирая предметы для своего дома, стремится приобрести не просто вещи, а ощущение причастности к культуре высокого дизайна. Как вы добиваетесь этого ощущения в своих работах?

Человеку сегодня уже недостаточно просто обладать функцией. Мы хотим получать эмоциональный дизайн, который пробуждает чувства и переживания, будоражит что-то внутри. Теперь для нас важно иметь предметы от именитых дизайнеров, которые стали звёздами в своей индустрии, быть сопричастными к чему-то большему. Поэтому творец должен обладать характером и внутренней харизмой, чтобы привносить их в дизайн, через который он транслирует миру частичку себя. Но большое значение остаётся также за формой, эстетикой и качеством исполнения. Сейчас мы настолько искушены возможностью выбора, что нам недостаточно чего-то одного. 

— Какие качества вы цените в предметах интерьера? Что стараетесь в них вложить?

Я ценю симбиоз эстетики, традиций ручного труда и технологий. В реализации всех моих коллекций участвуют высококлассные мастера своего дела. Это позволяет привносить личный вклад в каждый предмет и сохранять связь поколений. Ещё я люблю тонкое чувство юмора в дизайне: у него должен быть свой характер, который сразу считывается и отличает его от других. 

ELIZAROVA DESIGN STUDIO_09.jpg

— Среди ваших работ — и интерьеры, и мебель, и дизайнерские светильники, даже одежда и аксессуары. Как вам удаётся всё совмещать? 

Мне интересен взгляд на дизайн с разных сторон. Нам часто говорят, что нужно сфокусироваться на чём-то одном. Для меня эта концепция всегда была мучительной. В какой-то момент я поняла, что могу делать всё, что нравится, и все заложенные внутренние возможности реализовались в моей дальнейшей деятельности: это и проектирование интерьеров, и их внутреннее наполнение, и работа с прессой, и участие в выставках, и разработка капсульных коллекций одежды, и взаимодействие с множеством творческих людей — настоящих профессионалов своего дела. Всё это отражает моё естество. И когда я устаю от чего-то одного, то просто переключаюсь на другое.

— Каждый год вы разрабатываете себе капсульный гардероб. Это достаточно необычно. Ведь если интерьеры и декор всегда идут рука об руку, то дизайн одежды стоит как-то особняком и существует достаточно обособленно. Можно назвать это увлечением, или ещё одним самостоятельным направлением работы в перспективе?

Действительно, каждый год я думаю над образом Екатерины Елизаровой и разрабатываю две новые капсульные коллекции, которые соответствовали бы ему, отражали идеи и ценности каждого периода. Я часто отношусь к созданию предметов одежды, как к коллекционному дизайну. Это то, что отражает особенности именно моей личности, и существует только в одном экземпляре. В целом разработка капсульных коллекций одежды — моё личное увлечение. Когда-то все последние страницы тетрадей были полем именно для этого вида творчества. Мне это интересно, и я всегда открыта к коллаборациям с модными домами. 

— Можно ли найти вас в ваших работах? 

В любом авторском предмете скрыта личность создателя, оттуда берут начало все создаваемые им образы. Работая с предметами и пространствами, мне нравится сохранять баланс между чёткостью линий и плавностью форм, эффектно совмещать природные материалы, ручной труд и новые технологии. Я люблю создавать лаконичные силуэты и при этом использовать «сложный крой», когда разные материалы начинают звучать вместе особенно. Люблю акцентную игру фактур. 

IMG_3467.jpeg

— Где вы берёте подсказки, которые позволяют вам создавать уникальные решения? 

Творческий человек видит вдохновение практически везде, он может совмещать неочевидные вещи и воплощать идеи в материалах, которые раньше никогда не использовались для реализации подобных проектов. Иногда мозг творца мне напоминает суперкомпьютер, который, собирая информацию из абсолютно разных сфер, выдаёт нетривиальные решения, которые затем воплощаются в нечто новое, эффектное и вдохновляющее. Мне очень нравится наблюдать за работой творческих людей, видеть, как развивается и воплощается в жизнь идея. Это всегда чарующий процесс. 

Когда мне приходят образы новых предметов, пространств и коллекций, я ощущаю это как связь с космосом. Кстати космос часто становится источником моего вдохновения. Многие мои коллекции названы в честь созвездий, туманностей, явлений или объектов, связанных с ним: например, коллекции Orion для премиального итальянского бренда Capital Collection или Andromeda для Matlight Milano. 

— Как вам кажется, какую роль для дизайнера играет внутреннее чутьё? 

Чутьё, пожалуй, играет одну из самых важных ролей в профессии дизайнера. Мне кажется, это можно назвать внутренним умением сонастраиваться с тем, что происходит в мире. Дизайн — это ответ на социокультурные изменения общества. Дизайнер адаптирует его к запросу с одной стороны, а с другой — тонко улавливает направление его движения, предвосхищая, что будет актуально в  будущем. Однако есть вещи и чувства вне времени — то, что передаётся из поколения в поколение и не устаревает. Задача дизайнера — создавать то, что будет актуально через годы и десятилетия, а если получится, культовые вещи, которые останутся востребованными и после его жизни. Проектируя что-то сегодня, творцы всегда должны смотреть в будущее, потому что отчасти именно они его и создают. Всё, что нас окружает сейчас: города, пространства, машины, гаджеты, предметы мебели, одежда — абсолютно всё было когда-то спроектировано профессионалами своего дела. И наша задача состоит в том, чтобы всегда помнить, что от нас зависит образ будущего, в котором будем жить мы и следующие поколения. 

— Изменились ли ваш подход и отношение к делу спустя годы в профессии? 

За это время мой опыт, конечно, стал более глубоким и обширным. Я постоянно продолжаю приобретать новые навыки и знания. Мне нравится работать в мировом контексте. Я стараюсь постоянно повышать свою экспертность, и, что для меня очень ценно, это признаёт профессиональное сообщество: организаторы престижных международных премий — Frame Awards, New York Architectural Design Awards, INT Design Awards, ADD Awards, London Design Awards, French Design Awards и многих других — ежегодно приглашают меня войти в состав высокого жюри. Это всегда большая ответственность — оценивать работы номинантов со всего мира и выступать представителем России на столь значимых профессиональных площадках. Всё это соответствует моей внутренней миссии — вносить вклад в культуру российского дизайна и отчасти быть его голосом на международной арене. 

elizarova_obl_мокап.jpg

— Что дальше?

Я всегда ставлю для себя достаточно амбициозные цели — так интереснее. Я буду продолжать работать над коллекциями для ведущих мировых брендов и интегрировать этот опыт в российский дизайн, в том числе создавая новые бренды и работая с их идентичностью; развивая иммерсивные проекты, которые объединяют людей, трогают их души и тем самым меняют к лучшему; курируя международные выставки и другие значимые мероприятия мирового масштаба. Я исследователь-экспериментатор, и мне нравится этот путь, на котором я постоянно встречаюсь с профессионалами и брендами, разделяющими со мной общекультурные ценности. Моя цель — прожить свою жизнь ярко, интересно и оставить свой след в истории дизайна.

Читать еще

JE T’AIME PARIS
28 ноября 2017
Маранцман Наталья
Архитектор, дизайнер
ПРАВИЛО АРХИТЕКТОРА. ЭФИР 03.10.17
3 октября 2017
Гринберг Дмитрий
салон EICHHOLTZ by MAINS
наверх сайта